Давайте не будем путать отдаленные теоретические возможности с практической осуществимостью, а также будем помнить о последствиях возможного побега.
при нормальных обстоятельствахпоперечные сечения радара F-22 и гораздо большего B-2 ниже, чем у птицы (F-35 не имеет кругового стелса, только фронтальный стелс). На высотах, где летают F-22 и B-2, визуальное обнаружение с земли невозможно. Эти самолеты увеличивают свое радиолокационное сечение в течение коротких периодов времени при выпуске своего оружия, но это слишком мало, чтобы отслеживать или направлять ракеты. Кроме того, радары противовоздушной обороны остаются выключенными большую часть времени (в противном случае их срок службы будет незавидным), тогда как пассивные системы неточны и слишком легко заклинивают (скажем, только когда F-22 выпускает оружие). Еще один редко обсуждаемый трюк заключается в том, чтобы вторгшийся самолет-невидимка сбрасывал небольшую коробку с радиопрозрачным парашютом за несколько минут до выпуска оружия, а прямо перед выпуском оружия вызывал выброс тонко измельченной фольги из коробки,
Существует некоторая мифология о способности S-400 отслеживать самолеты-невидимки США с помощью низкочастотных радиоволн. Я не видел убедительных технических подробностей, но учтите, что S-400 основан на трейлерах или мобильных шасси, что ограничивает размер, частоту передачи / приема и энергию радара (лучше бы с размером футбольного поля радар рядом с электростанцией или гораздо более крупный массив, подобный тому, который был построен в СССР рядом с Чернобыльской АЭС, — но такой стационарный массив легче нацеливать и саботировать). Низкочастотные радары предлагают очень низкое разрешение и не могут вести ракеты. Таким образом, вам понадобится серьезная сетевая сеть противовоздушной обороны, чтобы отследить пролетающие самолеты и выстрелить в B-2, прежде чем он улетит за пределы радиуса действия (у России такие сети есть только на некоторых частях ее обширной территории, и уж точно не в Сирии). ).
Но давайте на секунду предположим, что российской системе S-400 удалось обнаружить американский B-2 и заблокировать на нем радар. Это будет немедленно обнаружено B-2 и, вероятно, дежурным самолетом E-3 или AWACS НАТО. В ответ на это S-400 и местоположение радара будут поражены любым рядом американских объектов, которые несут крылатые ракеты, HARM или JDAM — подводные лодки и надводный флот, сам B-2 и любые F-16, патрулирующие на время (могу предположить, что будет пара B-2, и они будут сопровождаться двумя-четырьмя F-22 на определенном расстоянии, причем F-22 будут невидимы для других самолетов). Этот факт будет сообщен россиянам, возможно, непосредственно сотрудникам С-400. Давайте пройдемся по процессу принятия решений для россиян относительно того, запускать ракеты или нет.
Прежде чем пытаться сбить B-2, необходимо оценить их цели, шансы на успех, ресурсы, необходимые для поднятия этих шансов выше нуля, стоимость, а также последствия в случае успеха и неудачи. Сбивание большого американского самолета может вызвать резкую реакцию и потерю ценного имущества. Так что, кто бы ни пошел на это, лучше иметь хорошую цель. Просто прикрепить его к США не является хорошей целью, так как вы можете ожидать, что вы будете застревать со многих сторон взамен, снова и снова (даже если вы пропустите). Итак, давайте предположим, что есть какое-то заслуживающее доверия оперативное оправдание, например, спасение российского батальона от верной смерти или подарок Путину в день его рождения.
Вот самое интересное.
- Что бы США ни пытались достичь с помощью B-2, они, вероятно, пытаются сделать это и другими способами (крылатые ракеты подводных лодок, низколетящие вертолеты, другое крыло B-2 и т. Д. И т. Д.).
- Чтобы приблизиться к высокоскоростной высокогорной цели, такой как B-2, до того, как она выйдет за пределы радиуса действия, ракете класса «земля-воздух» нужно очень быстро поднять высоту (пока цель летит горизонтально), что требует значительная энергия, которая потребляет значительное количество топлива, что делает ракету более тяжелой, что требует больше энергии и топлива, но также ограничивает дальность полета ракеты и ограничивает маневры, что, в свою очередь, ограничивает возможные места запуска относительно самолета. Самое главное, что ракета, разгоняющаяся до нескольких махов от уровня земли (через относительно плотный воздух), будет окружена горячей плазмой и может быть легко обнаружена с помощью радара и тепловидения. Таким образом, B-2 будет иметь время выполнения не менее 10-20 с (вероятно, больше), может отслеживать поступающую ракету и развертывать контрмеры.
- Whatever missile targets B-2 needs to be guided by some signal — most likely radar (until it is very close), which can be jammed. The closer to the B-2, the easier it is for the B-2 to jam the signal. The missile’s own thermal imaging will become increasingly inaccurate as it heats up.
- A B-2 carries loads and loads of flair and chaff to blind incoming missiles. There are also decoys. So, a single missile at a time would be pretty hopeless, and two might still be too little. For a missile flying at Mach whatever, it’s difficult to maneuver and there is very little time to decide which of the targets are decoys. Launching more missiles at once requires multiple launchers (it’s unclear how many Russia has in Syria), and is very expensive.
So, the costs are high, the risks are high (and bad PR for S-400 may undermine future sales), the chances to hit a B-2 are questionable, and even if a B-2 is hit by an S-400 missile, Russia may lose the entire S-400 encampment as well as some choice outpost — that might be awkward (for example, if the Tartus wharf goes, the entire Russian story for Naval presence in the Mediterranean pops). The chances for embarrassment are significant. In other words, even if S-400 can technically track and hit a B-2, launching missiles would be irrational under most circumstances.
P.S. These are all opinions of an amateur. Serious comments are welcome, especially specific corrections.
P.P.S. I am sure there are a number of relevant details that are classified. So, if you are actually flying a B-2 against an S-400, don’t rely on this advice, as your mileage may vary 🙂